Мнения россиян о возможных направлениях использования средств стабилизационного фонда

Категория: Экономика
Опубликовано: 23.06.2016 19:29
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 1017

По результатам фокус-групп

Целью исследования было выявление мнений населения о возможных направлениях использования средств Стабилизационного фонда, а также ряда смежных вопросов. Список этих вопросов совпадает с оглавлением данного отчета.

Для достижения этой цели в январе 2006 г. было проведено исследование, включавшее в себя 10 фокус-групп, из них четыре в Москве, четыре в Перми, одна в Иваново и одна в г. Шуя Ивановской области. Демографический состав респондентов был следующим:

 

1. Осведомленность респондентов о существовании и назначении Стабилизционного фонда

Большинство участников фокус-групп в общих чертах, хотя и весьма поверхностно осведомлены о существовании и назначении Стабилизационного фонда. По их мнению, Стабилизационный фонд - это государственная «копилка» в которую «складывается» часть доходов, получаемых государством от продажи нефти и газа. Эта «копилка», как считают респонденты, создана государством на «черный день», например, на тот случай, если цена на нефть в мире упадет.

Примерно пятая часть респондентов вообще ничего не слышала про Стабилизационный фонд, заявив, что только на фокус-группе впервые услышали это словосочетание.

 

2. Принципиальное одобрение респондентами существования Стабилизационного фонда

Факт существования Стабилизационного фонда, в котором аккумулируется часть нефтегазовых доходов страны, был одобрен всеми участниками фокус-групп. Реакция неодобрения не прозвучала ни разу. Респонденты хорошо понимают, что цены на нефть могут упасть, и в этом случае России может грозить кризис наподобие нового дефолта.

Во всех дискуссиях респонденты согласились, что российское государство должно иметь «заначку» на черный день, которую можно будет использовать в реальной кризисной ситуации, в случае падения цен на нефть или иных кризисов.

 

3. Возможные страны хранения средств Стабилизационного фонда?

Для раскрытия этой темы участникам фокус-групп задавался вопрос: «Сейчас Стабилизационный фонд хранится в США, в американских ценных бумагах. Это правильно или нет? Где и как его следует хранить?»

Преобладающая точка зрения сводилась к тому, что Стабилизационный фонд следует хранить в разных местах, чтобы избежать рисков. При этом в качестве наиболее предпочтительных стран чаще всего назывались страны Западной Европы. Особенно часто в качестве наиболее надежного места для хранения средств называлась Швейцария.

В отношении США многие респонденты высказывали мнение, что хранить средства в этой стране не следует, поскольку США для России - это политический враг. Высказывались также мнения о потенциальной нестабильности экономики США. Некоторые респонденты допускали, что в США можно хранить часть средств Стабилизационного фонда, но только не основную.

В отношении России преобладающая точка зрения состояла в том, что хранить деньги в ней не следует, потому что их могут разворовать. Хотя некоторые сторонники этой точки зрения допускали, что в России можно хранить какую-то часть средств Стабилизационного фонда.

Вместе с тем во всех фокус-группах существовал меньший по численности сегмент, представители которого настаивали на том, что Стабилизационный фонд должен храниться в именно России, потому что это патриотично (примерно пятая часть всех респондентов).

4. Возможность потратить часть средств Стабилизационного фонда в связи с высокими ценами на нефть

Выше уже говорилось, что участники фокус-групп считают создание Стабилизационного фонда правильной мерой. Вместе с тем респонденты высказали мысль о том, что если в Стабилизационном фонде накопились достаточные средства, то часть из них следует потратить на сегодняшние актуальные нужды.

Такое мнение поддерживается у респондентов тем, что цены на нефть по-прежнему очень высоки, благодаря чему средства на счетах Стабилизационного фонда продолжают накапливаться.

При обсуждении вопроса о возможных пропорциях сохранения и расходования средств Стабилизационного фонда респонденты в основном выказывали мнение, что большую часть средств следует сохранить, а меньшую потратить.

5. Главное направление использования средств Стабилизационного фонда - развитие производящих отраслей российской экономики

Наиболее правильный с точки зрения большинства респондентов способ расходования средств Стабилизационного фонда состоит в использовании их для развития производящих отраслей экономики, в первую очередь, промышленности, отчасти - сельского хозяйства. В переводе на язык экономистов речь фактически шла об инвестициях в производящие отрасли. К этой точке зрения примыкало и мнение, что деньги должны «работать в России». Многие респонденты высказывали недовольство тем, что правительство России не занимается развитием российского производства.

 

6. Особое мнение респондентов в депресивной Ивановской области

Мнения респондентов в фокус-группах, проведенных в депрессивной Ивановской области, заметно отличались от основного массива в двух аспектах.

Во-первых, в этих фокус-группах с особой настойчивостью звучало мнение, что средства Стабилизационного фонда необходимо использовать на развитие российской промышленности.

Во-вторых, многие респонденты высказывали мнение, что на достижение этой цели необходимо потратить большую часть Стабилизационного фонда, а оставить хранить меньшую.

А. Стабилизационный фонд следует расходовать на развитие промышленности

Б. На развитие промышленности следует потратить большую часть Стабилизационного фонда, а оставить хранить меньшую

7. Вложение средств Стабилизационного фонда в создание материальной инфраструктуры (дороги, здания больниц и образовательных учреждений, медицинское оборудование и т.п.)

Большинство участников фокус-групп поддержали предложенный проект. Аргументы сторонников этого проекта сводились к тому, что это важный проект, который обеспечит улучшение качества жизни людей, будет способствовать росту экономики.

Сомнения у большинства респондентов в отношении инфраструктурного проекта состояли в том, что средства, направленные на развитие инфраструктуры, могут быть разворованы. Некоторые респонденты говорили о том, что при существующем уровне коррупции в России выделенные средства не будут использованы по назначению.

В связи с возможностью разворовывания средств проект развития инфраструктуры принимался многими респондентами с существенной оговоркой: его реализация должна происходить под очень жестким государственным контролем. Кроме того, это должны быть очень конкретные проекты, выполнение которых можно реально проконтролировать.

Наряду с сомнениями, связанными с воровством, у инфраструктурного проекта среди респондентов были и принципиальные противники, хотя они составляли меньшинство. Их мнение состоит в том, что инфраструктура по их представлениям - не производящая отрасль экономики. Поэтому она должна поддерживаться из бюджета, из текущих расходов государства. А средства Стабилизационного фонда респонденты склонны рассматривать как инвестиционные, которые «должны работать».

8. Использование средств Стабилизационного фонда для создания индивидуальных страховых счетов жителей России (пенсионных, медицинских, образовательных счетов)?

Для раскрытия этой темы респондентам предлагалось оценить следующий проект расходования средств Стабилизационного фонда : вложить средства в социальное страхование, но так, чтобы эти деньги могли работать и после того, как цены на нефть упадут. Далее респондентам подробно разъяснялось, что такое страховые счета и как они работают.

Большинство участников фокус-групп негативно отнеслись к этому предложению. Основные аргументы противников проекта «социального страхования» были таковы: нет никаких гарантий, что эти средства будут сохранены. В этом контексте во всех фокус-группах звучала аналогия с ваучерами. Многие респонденты говорили о том, что они боятся вновь быть обманутыми, потерять накопления (в том числе и собственные), остаться ни с чем.

Те респонденты, которые увидели определенный позитив в данном предложении, одобрили его только в качестве идеи, гипотетического проекта. Общее мнение респондентов состояло в том, что в России на сегодняшний день не существует механизмов, позволяющих качественно реализовать этот проект.

 

9. Использование средств Стабилизационного фонда для создания резервных счетов бюджетных организаций (больниц и поликлиник, школ, ВУЗов и т.д.)?

Для раскрытия этой темы респондентам предлагалось оценить следующий проект расходования средств Стабилизационного фонда : передать деньги учреждениям бюджетной сферы, например, школам, больницам, ВУЗам.

Далее объяснялось, что эти деньги тоже будут лежать на специальных инвестиционных счетах и расти. В случае падения цен на нефть эти деньги могут расходоваться, например, на зарплату, на ремонт зданий, на закупку оборудования. Решение о трате денег будет принимать руководство бюджетной организации совместно с попечительским советом (принцип двух ключей). Применительно к школе это могут быть дирекция школы и родительский комитет.

В отношении третьего проекта все участники фокус-групп высказались крайне негативно. Основные аргументы против данного проекта были таковы: средства Стабилизационного фонда, выделенные на данный проект, будут просто разворованы, поскольку не существует никаких механизмов контроля за реализацией данного проекта. Степень недоверия респондентов к данному проекту оказалась очень высока. В ходе обсуждения вновь звучали аналогии с ваучерами, а также с финансовыми пирамидами.

 

10. Сравнительная целесообразность трех направлений использования средств Стабилизационного фонда - развития инфраструктуры, социального страхования, создания резервных счетов

После обсуждения трех проектов расходования средств Стабилизационного фонда, предложенных правительством, на всех фокус-группах возникло обсуждение сравнительной целесообразности трех названных направлений.

Во всех фокус-группах участники признали «инфраструктурный» вариант использования средств Стабилизационного фонда наиболее целесообразным, поскольку при реализации этого проекта возможно осуществление контроля за расходованием средств.

Основной аргумент против второго и третьего проекта - это невозможность проконтролировать расходование средств при их реализации, опасения, что средства Стабилизационного фонда будут использованы не по назначению, или просто исчезнут. Сравнивая три названых проекта, респонденты очень жестко критиковали второй и третий проекты.

 

11. Изменение в результате дискуссии точек зрения респондентов по вопросу о целесообразности расходования средств Стабилизационного фонда

В ходе обсуждения возможных направлений расходования средств Стабилизационного фонда точка зрения многих респондентов по вопросу целесообразности их расходования изменилась. После обсуждения большинство респондентов поддержали мысль, что торопиться тратить деньги Стабилизационного фонда не стоит, необходимо еще подумать, как правильно расходовать эти средства, а пока «пусть они полежат».

 

12. Возможность использовать средства Стабилизационного фонда для создания доступного жилья.

Некоторые участники фокус-групп называли еще один возможный вариант расходования средств Стабилизационного фонда - вложение денег в строительство доступного жилья, в развитие доступных ипотечных программ. Результаты фокус-групп показали, что слово «ипотека» сегодня знакомо многим респондентам и что в общих чертах они понимают его смысл в духе президентской программы «доступное жилье».

Конкретных способов создания ипотеки респонденты не называли, высказав мнение, что разработка этого проекта является делом правительства. Как и при обсуждении предыдущих вопросов, респонденты говорили о том, что ипотека не должна превратиться в финансовую пирамиду.

 

13. Инфляция как последствие траты средств Стабилизационного фонда?

Опасность инфляции в результате реализации проектов, связанных с расходованием средств Стабилизационного фонда, в восприятии респондентов выглядит менее серьезной, чем опасность разворовывания или «исчезновения» средств.

В широком смысле возможные направления расходования средств Стабилизационного фонда делятся в восприятии респондентов на инфляционные и не инфляционные. К инфляционным относятся прямые увеличения заработной платы и пенсий.

Что же касается расходования средств Стабилизационного фонда на развитие производства и инфраструктурные проекты, то такие программы, по мнению респондентов, не должны к привести инфляции.

Во всех фокус-группах выделялась особая группа респондентов, точка зрения которых сводилась к следующему: необходимо повышать зарплату работникам бюджетной сферы и параллельно вкладывать деньги Стабилизационного фонда в развитие экономики и инфраструктуры. В каких пропорциях и какую часть, должно решать государство. Что касается инфляции, то ее должны регулировать экономисты - это их профессиональная проблема. Позицию это части респондентов можно охарактеризовать как логическую обструкцию: государство должно повысить зарплату и предотвратить инфляцию, а как оно это сделает, их не касается. Сходная точка зрения звучала и при обсуждении проблем Пенсионного фонда (см. ниже).

 

14. Возможность наступления кризиса российской пенсионной системы.

Для раскрытия этой темы респондентам было предложено обсудить следующую цитату из СМИ:

«У ПФР сейчас образовался огромный дефицит. Отчасти это произошло из-за того, что был снижен единый социальный налог. Когда говорили о снижении ЕСН, предполагалось, что это будет способствовать выведению из «тени» зарплат, а значит, возрастут и налоговые сборы. Однако этого не произошло. Но кардинальная проблема не в этом. Снижение ЕСН привело частично к дефициту ПФР, но главное - демографическая ситуация в стране. Если бы у нас сегодня была такая же демография, как, скажем, в Советском Союзе, где 10 работающих кормили двух пенсионеров, то мы выдержали бы даже нынешнюю суперцентрализованную пенсионную реформу. Но сейчас демографическая ситуация совершенно иная - 10 работающих уже кормят 6 пенсионеров, а к 2020 году может сложиться, что на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Нужно было откровенно сказать населению правду: сами создавайте свои пенсии, уважаемые граждане, вот вам инструменты для этого на частных рынках, вы, конечно, рискуете, но в этом случае у вас есть шанс. Оставаться в государственной пенсионной системе с учетом перспектив ближайшего 20-летия вообще бессмысленно. Так что первична демография, именно она подтолкнула к размышлению о самой реформе, но был избран, повторюсь, исключительно консервативный вариант, он не дает возможности выйти из этой ловушки. В дальнейшем дефицит будет расти. Все политические крики о том, что давайте расходовать Стабилизационный фонд, - это крики сумасшедших. Скоро весь Стабилизационный фонд перейдет на покрытие дефицита Пенсионного фонда России» (автор высказывания - Игорь Юргенс).

При обсуждении этой проблемы большинство респондентов высказали мысль о том, что государство само виновато в возможном кризисе пенсионной системы, поэтому это задача государства - решить проблемы пенсионного обеспечения граждан. Как это сделать - должны решать экономисты.

Основной просчет государства респонденты видят в том, что в нашей стране отсутствует грамотная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости.

Все участники фокус-групп крайне негативно отнеслись к предложению самостоятельно решать проблему пенсионного обеспечения.

Участники фокус-групп отмечали также, что государство должно вести продуманную налоговую политику, которая позволит избежать кризисных ситуаций в пенсионной системе.

 

16. Факторы недоверия к проектам использования средств Стабилизационного фонда

Описанные выше проекты расходования средств Стабилизационного фонда можно разделить на «традиционные» и «принципиально новые». Под традиционными принимаются проекты, привычные респондентам по советским временам: развитие производства, развитие материальной инфраструктуры. Принципиально новыми являются проекты, выходящие за рамки этого менталитета и связанные с развитием финансовой инфраструктуры: социального страхования, созданием резервных счетов, накопительной пенсионной системы.

Этим двум типам проектов соответствуют и два разных фактора недоверия.

Проекты первого типа вызывают сильное недоверие в том смысле, что деньги в процессе их реализации могут быть разворованы. Опасения такого рода сильны, но все же в восприятии большинства респондентов они, по крайне мере в теории, выглядят решаемыми, причем путь их решения понятен - учет и контроль со стороны государства.

Иного рода недоверие вызывают институциональные реформы, направленные на создание новых финансовых институтов. Суть опасений здесь та же - респонденты ожидают, что деньги «исчезнут». Однако в отличие от проектов первого типа, респонденты не видят выхода из этой ситуации, считая исчезновение денег неизбежным и фатальным. Представления о возможных способах защиты этих денег от «исчезновения» у респондентов отсутствуют.