Предпринимательский класс в Москве

Категория: Экономика
Опубликовано: 23.06.2016 20:52
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 1142

Выдержка из отчета «Социально-политические настроения москвичей»

Исследование было проведено в Москве в период с 28 июня по 8 июля 2004 г.

 

Исследование включало в себя:

Цель исследования состояла в выявлении проблем, могущих повлиять на социальные и политические настроения москвичей. Ниже публикуется фрагмент исследования, посвященный московским предпринимателям.

Предприниматели составляют около 2% московского населения. Очевидно, что в выборку попали в основном малые и средние московские предприниматели (не попали крупные предприниматели и не имеющие московской регистрации предприниматели-мигранты).

Рассматриваемая социальная группа включает в себя наиболее активную часть жителей города, на три четверти - 77% - состоящую из мужчин и на 86% из людей в наиболее активном трудовом возрасте (от 25 до 54 лет). Более 60% предпринимателей имеют высшее и незаконченное высшее образование.

Проблемы, волнующие предпринимателей, имеют существенные отличия от проблем, волнующих среднего москвича. Главными проблемами, наиболее значимыми для предпринимателей, являются: высокие цены на жилье (31%), коррупция и произвол чиновников (29%), пробки на дорогах (28%). И если высокие цены на жилье волнуют не только предпринимателей, но и всех москвичей, а пробки на дорогах являются проблемой для всех «автомобилизованных» слоев населения, то значимость проблемы коррупции для предпринимателей почти вдвое выше, чем для жителей Москвы в целом.

В части политических предпочтений предприниматели образуют группу, в которой сильны протестные настроения в отношении московских властей. В частности, предприниматели являются группой, в которой наиболее велик антиэлекторат Ю.Лужкова - 32% оценивают его работу плохо или очень плохо (против 21% среди населения в целом).

В определенной мере протестные настроения предпринимателей направлены и против федеральной власти: антиэлекторат В.Путина составляет в этой группе 22% против 15% среди москвичей в целом. Готовность проголосовать за «Единую Россию» среди предпринимателей составляет лишь 16% против 24% среди всех москвичей.

Если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы Вы скорее проголосовали: за В.В.Путина или за другого кандидата?

Если бы выборы в Государственную Думу состоялись в ближайшее воскресенье, за какую из следующих партий Вы бы проголосовали?

Протестные настроения предпринимателей в отношении московской власти нашли отражение в фокус-группах.

Московские малые и средние предприниматели являются одной из наиболее протестных групп населения в отношении московской и, в меньшей степени, федеральной власти. Однако численность этой группы невелика, поэтому политически значимого протеста она сформировать не может.