Интервью с заместителем начальника Главного производственного управления министерства

Вопрос: Какими вопросами Вы занимаетесь, как заместитель начальника управления?
Я занимаюсь одной из отраслей нашей промышленности. На сегодня производство товаров народного потребления является самым главным. Нам тоже сделали приоритетным производство товаров народного потребления. На это была выделена определенная сумма. Мы начали в этом направлении работать, то есть выпускать комплектующие для легковых машин, которые частично идут прямо на рынок, а частично на увеличенный выпуск легковых автомобилей.
Но тут возникла проблема. Ряд предприятий авиационной промышленности, оборонной, и т.п. в свою очередь также получили задание и начали разработку изделий, для которых тоже требуются наши комплектующие. Например, сейчас встал вопрос о переходе на малую механизацию (хуторская техника): мотоблоки, минитракторы и т.п. Вот такого рода задание и получили всего несколько месяцев назад названные оборонные предприятия (в рамках конверсии военного производства). До этого, например, предприятия оборонной промышленности выпускали много велосипедов. Эти предприятия начали обращаться к нам с просьбой обеспечить их комплектующими. В нашем министерстве возникла проблема, как их обеспечить необходимыми изделиями. Связываемся с нашими предприятиями. Они не заинтересованы сегодня выпускать продукцию, которая, например, нужна для малой механизации, так как размер комплектующих там нужен небольшой. Местничество на предприятиях, которое сейчас приняло широкий размах вследствие внедрения хозрасчета, вынуждает их администрацию уже не призывать своих работников к совести и к милосердию. Директор думает о выгодах только своего предприятия. Он наладил выпуск комплектующих для автомобилестроения, которые идут несравненно дороже, чем для минсельхозтехники. Если снять комплектующие для автомобилестроения с производства для выпуска комплектующих для сельхозтехники, то предприятие существенно потеряет в деньгах, и сократится также выпуск изделий для товаров народного потребления. Чтобы завод заинтересовать в выпуске необходимой продукции, надо обеспечить его оборудованием, пресс-формами и материальной заинтересованностью. Заводам мощностей не хватает, а мы их тоже оборудованием в полной мере обеспечить не можем. Получается "замкнутый круг".
Пока нет конкуренции, имеется только свободный рынок сбыта. В этих условиях диктует тот, кто изготавливает. Это - классика, чтобы ее понять, не надо иметь особого ума. Вот эта монополия изготовителя и является на сегодня тормозом в развитии народного хозяйства.
Например, есть только одно предприятие, которое производит несколько размеров комплектующих, которые никто больше в стране не делает. В то же время у нас развивают мощности, которые для страны не нужны. Например, было дано указание, что стране срочно нужен комбайн Дон-1500. Наше министерство выложилось полностью: создало мощности по производству комплектующих для этого комбайна в ряде городов. Потом вдруг выяснилось, что все это не нужно.
Вопрос: А почему? "Дон" свернули?
Его производство полностью не свернуто, но намного сокращен объем производства по сравнению с тем, что было предусмотрено постановлением.
Вопрос: Чем вызвано это сокращение? Неэффективностью?
Колхозы его не берут. А у нас, например, в городе Ч. создана модность на 100 тыс. комплектующих - громадная мощность для "Дона". Но в результате сокращения его производства она не загружена. С этой проблемой мы обратились в Совмин, который пошел нам навстречу и разрешил нам эту мощность законсервировать. Но что значит законсервировать мощность? Наше министерство с этим не знакомо. Мы примитивно продумали этот вопрос: закрыть, чтобы никто не трогал, ожидая определенного времени, когда это производство потребуется снова. Но перспектива использования этой мощности нам неизвестна. Нам неизвестна также перспектива развития автомобильной и сельскохозяйственной промышленности на ближайшие 3-4 года. Если бы мы знали, что нас ждут хотя бы через год или два, то можно было бы к этому подготовиться: заказать оборудование, материалы и т.п. Сейчас же все идет наскоком. Сообщают: "Нам надо". И мы вынуждены бросаться, выискивать возможности. В результате нас упрекают в том, что при наличии больших мощностей мы мало производим.
Вопрос: Сейчас эти вопросы встали очень остро?
Да, конечно, потому что вышло постановление об увеличении выпуска товаров народного потребления, а мощностей на это не хватает. Более того, как я уже говорил, предприятия не заинтересованы в этом выпуске (я имею в виду выпуск шин для Минисельхозтехники).
Вопрос: Это новое явление - отказ предприятий производить продукцию?
Оно было и раньше, но тогда министерство могло потребовать от директора предприятия, чтобы он выпускал ту продукцию, которая необходима в данный момент. Потребовать административно. Сейчас же директор на подобные требования министерства твердо отвечает, что данную продукцию его предприятие выпускать не будет. Его в этом вопросе поддерживает совет трудового коллектива, который заявляет, что выпуск данной продукции для предприятия невыгоден и экономически не целесообразен.
Вопрос: Что министерство теперь вынуждено делать в подобном случае?
Например, четыре дня назад было собрано совместное совещание с Минавтопромом, куда были приглашены директора четырех наших предприятий, и начали их уговаривать взять на себя вы - пуск товаров народного потребления. Один из них на это согласился, но при условии, что наше министерство ему под это дело даст, четыре станка и т.п. А министерству всего этого взять негде, так как на такое оборудование не было заказа. Директор другого предприятия заявил, что он будет делать малогабаритные комплектующие при условии, что его предприятие освободят от производства другой продукции, на что министерство тоже пойти не может. Да на самом деле этому предприятию гораздо выгоднее оставить у себя производство старой продукции, чем заниматься производством более дешевых и требующих таких же производственных затрат малогабаритных комплектующих для сельхозтехники.
Вопрос: Чтобы заказать оборудование, надо преодолеть сейчас еще более значительные трудности, чем раньше?
Да, несомненно. Каждый год Минавтосельхозмаш предъявляет все новые требования к нашей продукции, но для того, чтобы их выполнить, необходимо более высокое качество оборудования. Но то оборудование, на котором можно было бы производить более качественную продукцию, у нас пока не выпускается. Приходится импортировать полностью из-за рубежа целые заводы. Например, мы закупили таким образом три завода. Подобного оборудования отечественного производства у нас нет.
Вопрос: Сейчас импорт оборудования прекращен?
В значительной степени его свернули, так как валюты нет.
Вопрос: Машиностроители выполняют Ваши заказы на оборудование? У машиностроителей тоже сейчас недовыполнение.
Наши заказы они не выполняют. Например, три года тому назад было распоряжение Совмина, которое обязывало специализированное машиностроение сделать для нашего министерства около 5,5 тыс. пресс-форм, но они сделали из этого количества только половину. Раньше же, лет десять назад, подобные заказы выполнялись полностью.
Рост производства в нашей отрасли продолжается. Но производственная база осталась прежней. Очень много проблем с запасными частями, так как для импортного оборудования их надо покупать за валюту, а наши машиностроительные предприятия таких запасных частей произвести не могут. Например, московский завод обеспечивает своей продукцией АЗЛК и ЗИЛ. Он имеет импортное оборудование и оборудование, которое требует обновления. Этот завод сегодня запросил валюту у нашего министерства для обновления оборудования. На что министерство ответило, что в современных условиях оно этого сделать не может, так как предприятие должно изыскать возможность само заработать нужную валюту. Названное же предприятие, в свою очередь, этого также сделать не может, так как вся его продукция распределяется Госпланом и Госснабом, кроме сверхплановой продукции. Тогда этот наш московский завод обратился к АЗЛК и ЗИЛу с просьбой помочь ему в этом деле, так как эти предприятия имеют возможность поставлять на экспорт свои автомобили. Но они ответили отказом, объяснив, что им самим вырученной валюты не хватает. Тогда московский завод заявил, что со следующего года он вообще не будет на АЗЛК и ЗИЛ поставлять продукцию, а будет их выпускать на экспорт. На вырученную за них валюту он собирается купить необходимое оборудование и запасные части. По сути, этот завод прав. Но возникает вопрос, где автомобильные заводы будут брать комплектующие, пока московский завод будет зарабатывать себе валюту на оборудование? Наше министерство стало убеждать этот завод, что необходимо продолжать обеспечивать отечественные предприятия. На что тот ответил, что готов это делать при условии, если министерство обеспечит его необходимой валютой. Сверхплановую продукцию он изготовлять не в состоянии, так как при создавшихся условиях он даже не может выполнить план. Ситуация складывается тупиковая.
Другой пример. Сельскохозяйственные комплектующие у нас идут по оптовой торговле. Но подобная торговля, по моему мнению, возможна в том случае, если товара много и есть, чем торговать. Обычно у нас в народном хозяйстве складывается другая ситуация. Но конкретно по сельскохозяйственным комплектующим мы полностью обеспечиваем потребности страны, и даже остается излишек. Эту продукцию мы пока, если можно так сказать, перепроизводим, так как под нее были созданы неплохие мощности. Качество этих комплектующих также хорошее. Дошло до того, что нам приходится о плана в конце года снимать около 0,5 млн. этих комплектующих, так как больше производить их уже не надо. Получилось так потому, что от многих типов машин сельское хозяйство отказалось, в связи с этим сельскохозяйственное машиностроение сворачивает свое производство, а из-за этого возникает перепроизводство у нас. Долгосрочных (пятилетних) договоров между нашими и сельхозмашиностроительными заводом теперь не существует и никто ответственность за причиненный нам ущерб не несет.
Например, ситуация с комбайном Дон. За консервацию производства комплектующих для этого комбайна министерство должно подать на завод-производитель в суд за нанесенный убыток, чтобы получить компенсацию. Но подобных законов у нас нет и спросить не с кого.
Вопрос: А комплектующие для легкового и грузового машиностроения по-прежнему в дефиците? Как они распределяются?
Сейчас Госплан и Госснаб выделяют на легковые и грузовые комплектующие лимиты, так как это дефицит я требует расстановки приоритетов.
Вопрос: А раньше на них лимитов не было?
Были и раньше, но назывались они по-другому - наряды.
Вопрос: Лимиты - это госзаказ?
По сути дела это тот же самый госзаказ, только называется по-другому. Предприятие имеет право свободно продать только сверхплановую продукцию.
Сверхплановую продукцию предприятие-производитель оставляет себе, имеет право ее продать. На первый взгляд кажется, что все хорошо. Но я здесь вижу два недостатка. Первый из них заключается в том, что те заводы, которые не могут выпускать сверхплановую продукцию, оказываются в еще более серьезном положении. Если раньше недопоставки, например, названного завода можно было покрывать за счет сверхплановой продукции других заводов, то теперь ситуация меняется. При современном положении дел, например, Н-й завод может менять свою сверхплановую продукцию в ближайших регионах на то, что ему необходимо, а те, кто страдает от недопоставок его продукции в других регионах, остаются без помощи. Им уже негде взять эти изделия. На мой взгляд, это неправильно. Я бы распорядился так: половина сверхплановой продукции пусть принадлежит предприятию-производителю, а другая половина должна быть отдана в резервный фонд. Из него государство поделило бы эту продукцию среди нуждающихся в ней предприятий. Со временем такая мера, возможно, станет не нужна, но сегодня, мне кажется, она необходима.
Вопрос: Вы затронули важный вопрос. Многие считают, что если предприятие, как например, Ч-й завод, не может выполнять план, то его надо закрыть. Что Вы думаете по этому поводу?
Я не думаю, что Ч-Й завод следовало бы закрыть, хотя он и убыточен. Стоимость его основных фондов - полмиллиарда рублей. Мы затратили на его строительство громадные средства. Закупили высокопроизводительное импортное оборудование, установили лучшее отечественное. Более того, людей, которых надо обучать работе на этом заводе, задолго до пуска направили на другие заводы, чтобы они там прошли практику, чтобы по возвращении обратно они стали квалифицированными работниками. Но этого не получилось. Половина уехала, половина ушла на другие заводы, короче говоря, людей не оказалось. С рабочими долгое время было трудно. Сегодня этот завод, на мой взгляд, имеет и оборудование, и рабочую силу. Но нет организации. Даже при тех мощностях, которые они сегодня имеют, достаточно сказать, что загруженность мощностей у них составляет порядка 60% (проектных мощностей). Если дать ему более высокое задание, он его не выполнит. Он и с той программой, какая есть, справляется еле-еле. Я очень часто езжу туда, знаю ситуацию. В основном, на мой взгляд, плохая работа происходит только из-за плохой организации. Требуется обучение ладей, Необходимо улучшить состав мастеров, начальников цехов, других руководящих кадров. Мы проводили там так называемую "мозговую атаку". В течение 2 лет направляли людей в Ч. как на "зарницу": их средняя заработная плата оставалась на основном месте работы, и еще платили им на Ч-м заводе. По этому вопросу было специальное постановление Совмина. Но вот они съездили, провели обучение и разъехались. И опять все стало как было. Для того чтобы был эффект, надо чтобы люди, которые приехали, желали обучать и те, которых обучают, желали обучаться. Первое вроде бы было обеспечено, а второе - нет. Не смогли научить их. Просто не было никакого желания учиться. У них в Ч. большая текучесть кадров - порядка 20%. Очень много работников приезжает из ближайших сел, это неквалифицированный и нестабильный контингент. Много прогулов и т.д.
Вопрос: Хорошо, это понятно. На этом заводе сложилась такая ситуация, это, во многом, региональная специфика. Мне бы хотелось узнать ваше мнение вот по такому вопросу: допустим, какой-то другой завод, неважно где, плохо работает. Следует ли такой завод закрывать?
Я считаю, что в ряде случаев это следует сделать. Сегодня, например, есть заводы, которые можно безболезненно закрыть. Но я не встречал еще ни одного такого прецедента.
Есть у нас такая боязнь, потому что это дело новое. Не было у нас еще в Союзе случая, чтобы закрылся завод, который плохо работает.
Мне жалко закрывать завод в Ч, потому, что туда очень много вложили. И есть тенденция к тому, что в ближайшее время этот завод заработает. А насчет других заводов у меня нет такой уверенности.
Вопрос: Я согласен, какую-то часть заводов можно закрыть. Но есть же какая-то очередность на реконструкцию. Есть заводы, на которых провели реконструкцию. Они работают хорошо. А есть заводы, на которых не успели провести реконструкцию. Эти завода работают нестабильно. У них перенапряжены планы, устарело оборудование. Правильно ли я понимаю, что среди заводов существует очередь на реконструкцию?
К сожалению, нет. Насколько я знаю, у нас всегда была в этом вопросе неправильная система работы. Наверное, то, что Вы сказали, очень важно и это надо было так и делать, постольку - поскольку в министерстве, предположим, знали, что такой-то завод в плачевном состоянии. Поэтому надо напрячься, и все силы бросить туда и как-то его вывести из этого прорыва. Но, к сожалению, психологически мы не были к атому готовы, поскольку каждый завод приезжал, "хныкал", и мы отдавали "всем сестрам по серьгам". И средства в итоге распылялись. Концентрации инвестиций как таковой не было.
Вопрос: Что такое "плохо работающий завод", неустойчиво работающий? По каким причинам заводы так работают? Это старые заводы?
Завод в Ч. - самое молодое предприятие. Есть два старых плохо работающих завода. Это складывается исторически. Они заваливают и заваливают планы, к ним туда ездят, оказывают им помощь: и материальную и иную. Мое мнение - все зависит от первого руководителя. Например, у нас В-й завод 10 лет не выполнял план. Меняли директоров, но это не помогало. И вдруг неожиданно нам предложили директора из Омска. С виду он нам поначалу и не приглянулся. Но он взялся за дело, и оказалось, что это тот человек, которого надо было давно туда поставить. И сегодня этот завод перевыполняет план: дает 187 тыс. штук изделий сверх плана. Они при заводе организовали кооператив, сделали многое другое. Этот вопрос меня уже не беспокоит, с этим заводом все в порядке. Они раньше недодавали по 1,5 млн. комплектующих. А сегодня они уготовили сверх плана 150 тыс. Сейчас они переходят на новую систему оплаты. Пользуясь тем, что они имеют право на самостоятельность, они пересмотрели свой план. Снизили его, но ненамного. В целом я считаю, что директор наладил работу на этом заводе, и наладил хорошо.
Вопрос: Скажите, два года прошло после начала реорганизации, ВПО упразднили. Каковы были последствия?
К сожалению, Вы первый человек, который у нас спрашивает, что нам дало сокращение ВПО и образование министерства в новой структуре. Это даже странно. Ведь было бы логично, если бы кто-то спросил наше мнение и мнение предприятий, стало ли лучше работать. Я считаю, и мое мнение не единичное, что при новой системе стало работать хуже. Почему? Мы считаем, что каждая подотрасль должна бить автономной. А это значит, что промышленность, обладающая довольно большим техническим потенциалом и имеющая достаточное количество ресурсов, должны иметь право на автономию и единое руководство. Важно иметь единоначалие в руководстве. У нас раньше было ВПО. Худо-бедно, но оно руководило и считалось, что ВПО в такой-то промышленности работает на достаточно хорошем уровне. И мы считали, что так оно должно было работать. Я сам работал в ВПО. У нас были под рукой и отдел кадров, и свои механики, и технологи. После того, как произошла реорганизация министерства, нас всех растащили по разным отделам и управлениям. Все разбросаны. И по старой памяти мы работаем вместе, стараемся помогать друг другу. Но это уже на чисто неформальном уровне. Если эти связи порвутся, многие вопросы станет решать гораздо труднее. Я считаю, что ВПО удовлетворяло те нужды, на которые сегодня требуются. Более того, мы возвратимся к этой форме, как бы ее теперь ни называли: ассоциация, консорциум, фирма. Но, в конце концов, это аналоги ВПО. Сейчас мы организационно разобщены и плохо ощущаем, что делается в отрасли. Мы сегодня не знаем чем занимаются строители, чем механики. А ведь все это мы должны знать. Зная отрасль, мы знаем ее возможности, знаем проблемы. Если этого не знать, то требования дать больше продукции становятся чисто формальными. Если увеличивать требования, не зная возможностей, отрасль можно загнать в тупик.
Впрочем, говорить об этом уже поздно. С 1 ноября подписаны все бумаги, что министерства в старом составе не будет вообще. Сегодня никто не может определить, чем должно заниматься министерство. Не определены структура и функции министерства, неизвестна его численность.
Вопрос: Сейчас предприятия получили самостоятельность. Хорошо это или плохо? Какие Вы видите последствия?
Я считаю, что министерства и входящие в них службы будут необходимы еще долгое время. Почему? Есть экстремальные ситуации, когда необходима концентрация знаний, информации для того, чтобы управлять отраслью промышленности. Пример. Страшная авария - все остановилось. Заводы недопоставляют продукцию. Кто будет решать, кому какая продукция нужна в первую очередь? Это функция министерства. Сегодня у нас в стране не хватает ряда продукции, многое решили закупать заграницей. И мы сегодня даже это знаем: сколько чего не додали наши заводы. Мы начинаем маневрировать, у кого-то забирать, кому-то отдавать, как-то выходим из положения. В этом году нам недопоставили 16 млн. штук вентилей. Недопоставила промышленность Минавтосельхозмаша, которой мы же и поставляем изделия с их вентилями. Мы были вынуждены обратиться в Совмин, Совмин принял решение их закупать. Мы являемся как бы толкачами этого дела. А завтра кто это будет делать? Чтобы выходить с вопросом в Совмин, предприятия должны иметь свою организацию.
Для того чтобы предприятия могли работать самостоятельно, нужна совершенно другая правовая база. У нас ее нет, и возникает очень много трудно решаемых проблем. Вот возьмем ТЭЦ, которая поставляет пар заводу в городе Ч. Эта ТЭЦ перекрыла заводу пар, и завод стоял 8 дней. Вопрос: как он будет возмещать убытки? Кубометр пара стоит 2 коп. ТЭЦ заплатит эти копейки. А завод несет колоссальные убытки, платя за недопоставку изделий. Правильно ли это? Конечно, нет.
На железной дороге не определены никакие взаимодействия. Мне не дали вагонов - я не выполнил поставки. Железная дорога за это не отвечает. На сегодня у нас на заводах скопилось много не вывезенных изделий. И нет виновных. Если говорить с юридической точки зрения, то сегодня не увязаны экономические взаимодействия между потребителями и поставщиками. Сегодня закон действует так, что потребитель может за 45 дней отказаться от продукции. Договор был заключен, у предприятия была сформирована производственная программа, заказ уже близок к выполнению, и тут вдруг потребитель от него отказывается. Хорошо, если продукция универсальная и на нее есть спрос. А если нет? Изготовитель несет убытки, и никто за это не отвечает.
Мы были в Донецке на ярмарке. Призвана она была обеспечить свободную продажу нашей продукции. Какая же это продажа, если она лимитирована?! У нас госзаказа нет, но нам установлены лимиты на распределение продукции. Причем, если госзаказ не может составлять 100%, то лимиты полностью централизованно распределяются. Фактически это 100% госзаказ.
Сегодня важнейший вопрос заключается в том, что предприятиям невыгодно брать повышенный план. Когда начиналась вся эта перестройка, все говорили, что предприятия, получив свободы и независимость, сами бросятся набирать себе план. Но реально в сегодняшней ситуации: чем меньше предприятия возьмут себе план, тем лучше. Почему? Да потому что он его выполнит, это раз. Второе - ему дадут лимиты, и он заключит договора, которые он тоже выполнит, поскольку он взял меньший план. Значит, он получит премии, оклады и т.д. Более того, в уме он заранее знал, что он маленький план взял, но сделает-то больше. Вся эта сверхплановая продукция будет его, он сам ей распорядится. И он эту продукцию поменяет на урюк, на шашлык, на дрова и прочее. Продаст ее как сверхплановую и получит сверхплановую прибыль, продавая ее по повышенной цене, исходя из коэффициента 1,3. Поэтому сегодня предприятию принимать повышенный план невыгодно.
Посмотрим отчеты ЦСУ по какому-либо комплексу. Там есть сроки - комплектующие для легкового, грузового, сельскохозяйственного машиностроения. Есть приросты. Это значит, что больше сделали по сравнению с предшествующим периодом. Но возникает вопрос – так ли надо вести учет? Получается, что мы считаем совсем не теми категориями, какими считает завод. Объясняю. Завод сегодня отвечает за выполнение плана поставок. И даже социалистическое соревнование идет по выполнению плана поставок. А с нас, сидящих в министерстве, Госплан требует штуки. И он спрашивает, сколько у меня сверх плана штук. Отвечаем: 235 тыс. Оказываемся молодцы. Но поставки-то мы не выполняем. Потребителям изделия недодаем, потребность не удовлетворяется.
Вопрос: Суммарно (в штуках) ваше производство возросло. А В ассортименте, наверное, не все в порядке? Заводы производят то, что им выгодно?
Не совсем так. Что значит "выгодно - невыгодно"? У нас по промышленности, в общем, относительный порядок. Плановая дисциплина пока на должном уровне. Сохранилось уважение не только к задачам союзным, но и уважение к министерству, потому что заводчане считают, что мы (то есть министерство) лучше знаем народнохозяйственную обстановку. У нашей подотрасли есть успехи, и немалые. Мы на всех уровнях обеспечиваем авиационную промышленность. Если года 3-4 назад были претензии по качеству комплектующих для легкового автомобилестроения, то сегодня в этом вопросе особых проблем не возникает. Идут хорошие заделы и по грузовым комплектующим. Еще мы отвечаем за ремонтное производство. Это очень важный момент, который являлся подмогой для нашей промышленности. С точки зрения ресурсосбережения, экологии - это очень важная подотрасль. Однако сегодня с этим дела обстоят плохо. Если 2 года назад всем автотранспортным предприятиям устанавливались задания по сдаче на ремонт нашей продукции, то сегодня этого нет. Предприятия теперь свободны, и они эти изделия просто выбрасывают. Захламляют прилегающие территории. А наши ремонтные заводы теперь простаивают. Из-за бесхозяйственности в стране теряется порядка 25% изделий (от общего объема производства). Культура эксплуатации оставляет желать лучшего.
Один из основных показателей качества изделий - это так называемый дисбаланс. Ряд комплектующих должен быть сбалансирован так, чтобы они были круглые. Если есть какое-то отступление, то это показывает специальный прибор. И автомобилисты предъявляют очень высокие требования к этому дисбалансу. В целом на сегодня существует около 49 технических характеристик, которым должно удовлетворять качественное изделие. Но хорошее изделие - это изделие более дорогое. У нас это не учитывают. Заграницей так: хочешь купить хорошую продукцию - одна цена, несколько хуже другая и т.д. Вы - потребитель, и можете выбирать, какая вам сегодня нужна продукция. Если у нас установить дифференцированные цены на изделия разного качества, то заводы сами поймут, что им выгоднее производить. Может быть, нужно меньше, да лучше. Эксплуатация повысится, значит, численно их потребуется меньше.
Я могу сказать, что на данный момент министерство необходимо для нормальной работы предприятий. Сегодня около 50% предприятий не в состоянии самостоятельно вести дело. Они не подкованы экономически. Министерство должно им помогать, закрывать их "дыры". Они не в состоянии сегодня обеспечить себя сырьем, материалами. Не могут получить квалифицированной помощи, поэтому обращаются в министерство. Рассмотрим пример. Допустим, что на заводе сгорел подготовительный цех. В результате завод остановился. Этот завод поставляет комплектующие, предположим, на ЗИЛ, АЗЛК. Значит, под угрозой остановки производство и на этих заводах. Что делать? Во-первых, надо срочно восстановить сгоревшее производство. Деньги на это обычно дает министерство. Но, допустим, что их даст банк. На эти деньги завод должен купить новое оборудование, стройматериалы, нанять людей. Сегодня завод не может это сделать самостоятельно. Где завод найдет для этого сварщиков специалистов по установке оборудования? Если все делать своими силами, это затянется очень надолго. Поэтому завод обращается ко мне. Я звоню на другие заводы нашей отрасли и прошу с каждого завода направить определенное количество сварщиков, строителей и т.д. для срочного восстановления предприятия. Аналогично я прошу эти заводы выделить какое-то количество сырья. Обкладывая их "данью", я посылаю это сырье пострадавшему предприятию. Из этого сырья они изготавливают полуфабрикаты и завод заработал. Параллельно я начинаю в оперативном порядке доставать оборудование, необходимое для пуска пострадавшего производства. Вот в этом моя задача.
Вопрос: Сейчас предприятия получили самостоятельность. Довольны ли они этим?
Например, 0-й завод доволен, у него на счету 11 миллионов и ему министерство не нужно. Но доволен он до поры - до времени. Когда возникнет экстремальная ситуация, сам завод не сможет решить свои проблемы без министерства.
Экономически сегодня мы не можем обеспечить завод правами. Завод не может обратиться в банк. Он боится быть разоренным, потому что ему завтра придется отдавать эти деньги. Завод привык, что ему всегда все давали безвозмездно.
Сейчас между заводами усилилась дифференциация. Те заводы, которые работали устойчиво, улучшили свое экономическое положение. А те, которые работали неустойчиво, оказались в очень трудном положении. Раньше мы перераспределяли средства: забирали у тех, кто работал хорошо и отдавали тем, что работал плохо. В этом был отрицательный элемент, так как возникали иждивенческие настроения. Сейчас это прекратилось. У министерства больше нет средств. Иждивенчество стало невозможным. Вроде бы это хорошо. Наверное, это действительно хорошо. Но вот в чем проблема: хорошо работающие предприятия не могут обеспечить нашими изделиями всю потребность страны. Если закрыть плохо работающие предприятия, страна лишится примерно 30% нашей продукции. Хорошо работающие заводы смогут обеспечить прирост, допустим, на 10%. А кто будет изготовлять остальные? Возникнет недопоставка по всей стране.
Сейчас плохо работающие предприятия стоят под угрозой полного краха. Зарплата там низкая, неустойчивая, кадры стремительно разбегаются. Уходят в кооперативы или еще куда-то. С каждым днем восстановить нормальную работу этих предприятий будет все труднее. Я уже говорил, что часть таких заводов можно закрыть, это было бы целесообразно. Но дефицит 20% продукции - это очень большая нехватка. Все плохо работающие заводы закрывать нельзя. Можно, конечно, им на замену расширять производство на хорошо работающих заводах: строить новые цеха и т.д. Но я не уверен, что это самое разумное решение. Во-первых, это долго, а во-вторых, дорого. Реконструировать действующий завод все-таки дешевле. Сейчас неустойчиво работающие предприятия быстро-быстро пойдут к банкротству, но экономически это далеко не всегда правильно.
Очень важный вопрос - региональный хозрасчет. Казахские экономисты задали вопрос одному нашему заводу: перейдет ли это предприятие в региональное подчинение или же оно останется в подчинении центра? На заводе сидят и думают. Психологически они хотят быть с Казахстаном, а экономически казахстанский Совмин еще ни разу не дал им и копейки. Им постоянно помогало только наше министерство.
Вопрос: Я знаю, что Вы работали в ВПО. Ощущали ли Вы "застой"? Был "застой" или не был?
Я не считаю по моей работе, что там был застой! По стране он, наверное, действительно был. В принципе "застой" выразился в падении темпов. Это началось примерно с 1979 года. В 70-е годы отрасль развивалась довольно динамично. В подтверждение могу сказать: за это время (в так называемую эпоху "застоя") мы ввели целый ряд заводов. Приращивали по 1,5-2 миллиона изделий в год. А в последующий период мы практически ничего не ввели. Большие трудности были с освоением, наращиванием. Резко сократился приток кадров в отрасль, возросла необеспеченность трудовыми ресурсами. Это очень затруднило работу во всех отношениях. Возросли сырьевые трудности.
Вопрос: Вот сейчас возникло новое социальное явление - трудовые конфликты, забастовки. Вы с этим столкнулись?
У нас в стране происходят в основном политические забастовки, да еще бастуют за "компанию". Выдвигают политические требования. Например. Бастует Баку. Они хотят отменить комендантский час, оставить Карабах в своем подчинении. Отозвать депутатов Верховного Совета и т.д.
Вопрос: А есть какие-то коллективы, выдвигающие социальные требования?
Приезжали с Днепра. Директор, заместитель директора по экономике и председатель стачечного комитета из нашего объединения. Они выступают за рост заработной платы в соответствии с ростом инфляции. Тоже, по сути, политическое требование. Это требование не к нам, а к Верховному Совету СССР.
В целом я хочу сказать, что наша промышленность – довольно организованная, сильная подотрасль. В министерстве и в Совмине она находится не на плохом счету.
Вопрос: Что будет с вашей продукцией после того, как реорганизуют министерство?
Все зависит от того, какие функции будут возложены на новое министерство. Если министерству будет сказано, что оно отвечает за обеспечение страны тем-то, это одно. А если министерство будет отвечать только за перспективу, то это совсем другое. Во втором случае сокращение оправдано, а в первом - совершенно не оправдано.