Оценка студентами ВУЗов качества своего образования

По материалам фокус-групп

Предисловие С.Белановского к публикации на Полит.ру. Исследование, результаты которого публикуются ниже, было проведено более года назад, в апреле 2006 г. К сожалению, оно было крайне малобюджетным. Все же я думаю, что если сегодня провести аналогичное исследование с большим бюджетом, результаты будут схожими, за одним исключением.

По материалам фокус-групп

Предисловие С.Белановского к публикации на Полит.ру. Исследование, результаты которого публикуются ниже, было проведено более года назад, в апреле 2006 г. К сожалению, оно было крайне малобюджетным. Все же я думаю, что если сегодня провести аналогичное исследование с большим бюджетом, результаты будут схожими, за одним исключением.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Описание исследования

1. Отношение студентов к протестной активности

2. Оценка студентами качества их обучения

3. Отношение студентов к ректору своего ВУЗа

4. Отношение студентов к существующему порядку назначения ректоров

5. Что такое «хороший» и «плохой» ректор в понимании студентов?

6. Существуют ректоры, более популярные, чем большинство их коллег

7. Недоверие студентов к Министерству образования и к тем ректорам, которые могут быть назначены

8. Возможен ли протест в случае отстранения нынешнего ректора и назначения нового из Министерства образования?

 

С моей точки зрения, за прошедший год в студенческой среде не произошло никаких серьезных массовых сдвигов, но произошло событие, которое со временем может привести к возникновению таких сдвигов. Я имею в виду появление на Социологическом факультете МГУ так называемой ОД-группы.

Возникновение этой группы хорошо иллюстрирует одну из фундаментальных слабостей исследовательских технологий. Они не могут прогнозировать изменения в установках и поведении людей при появлении принципиально новых явлений (или новых рыночных предложений, если использовать маркетинговую терминологию). Исследования с разной степенью валидности могут работать с продуктами, появившимися недавно, с опытными образцами таких продуктов, даже с их концептуальными описаниями или идеями. Но если нет даже приблизительной идеи продукта, задача прогнозирования часто становится невыполнимой.

Появление ОД-группы, несомненно, новый феномен в российском высшем образовании. Оно создало идеологическое предложение, которого не было в 2006 г. На результатах массового исследования, если таковое в ближайшее время будет проведено, его появление пока не скажется, но при оценке перспектив высшего образования в России его, безусловно, следует учитывать.

Феномен ОД-группы пока еще мало понятен по многим причинам. Отчасти из-за его информационной закрытости для внешнего наблюдателя. Но в еще большей степени из-за того, что инициаторы этого движения, с моей точки зрения, пока еще сами не представляют себе, как оно будет развиваться и какие формы может принять в дальнейшем.

Новизна данного феномена объясняет неустойчивость моих личных взглядов на его счет и гипотез относительно его будущего. Сегодня я полагаю, что будущее у этого движения есть. На эту мысль меня наталкивают доходящие до меня сведения о том, что численность движения растет, в основном за счет студентов младших курсов, а также о том, что последователи этого движения появились и на других факультетах МГУ и в других ВУЗах.

Каков будет идеологический дрейф этого движения, на каких мотивациях будет осуществляться вербовка новых участников? Предисловие - не тот жанр, чтобы обсуждать эти вопросы подробно. Все же выскажу некоторые соображения.

Некоторое время назад я в моем блоге рекомендовал всем, кто интересуется темой студенческих движений, прочесть изданную на русском языке книгу Робера Мерля «За стеклом», посвященную студенческой революции во Франции в 1968 году (издательство «Прогресс», 1972 г.). Вопрос, вынесенный мной на обсуждение, состоял в следующем: будет ли созданное ОД-группой студенческое движение в России похожим на французский аналог или нет? Тогда мне казалось, что нет, во всяком случае, в ближайшей перспективе. А теперь я думаю, что, скорее, да. Причем, независимо от мотивов и изначальных намерений его инициаторов.

Социальная и общественная пассивность, свойственная современному российскому студенчеству, может преодолеваться в двух направлениях: либо в сторону возникновения научных и профессиональных школ, либо в сторону политической идеологизации. К сожалению, эта дилемма не была учтена в исследовании, которое предлагается вниманию читателя. Но если бы мне довелось проводить аналогичное исследование сегодня, я выдвинул бы эту проблему на первый план.

Описание исследования

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить мнения студентов о качестве получаемого ими образования, возможные протестные настроения, также реакции студентов на некоторые варианты реформы высшего образования, обсуждавшиеся в СМИ.

Для получения ответа на этот вопрос 14 - 15 апреля 2006 г. были проведены две фокус-группы со студентами различных ВУЗов, одна фокус-группа в Москве, другая во Владимире. При формировании фокус-групп исследователи ориентировались на «средние» российские ВУЗы, исключая как элитные учреждения высшего образования, так такие ВУЗы, которые могут быть названы «несолидными».

При написании данного отчета были использованы также материалы двух других студенческих фокус-групп, проведенных в сентябре 2005 г. в Москве и в Екатеринбурге по другому проекту, но содержащие высказывания, относящиеся к теме исследования.

1. Отношение студентов к протестной активности

Студенты вяло реагируют на любые формы политической и социальной активности и не проявляют энтузиазма в их отношении. Многие из них говорят, что не станут участвовать ни в каких акциях протеста ни по какому поводу. Другие говорят, что они могут принять участие в протестных акциях в том случае, если какая-то проблема коснется их лично. В числе таких проблем назывались лишение права на льготный проездной билет, выселение из общежитий, невыплата стипендий и т.п. В любом случае исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время студенчество в своей массе не способно к серьезным протестам.

В высказываниях респондентов звучала мысль, что к протестам в принципе не склонны студенты-первокурсники и студенты-старшекурсники. Это дополнительно сужает социальную базу возможных студенческих протестов.

 

А. Высказывания, свидетельствующие о вялой реакции студентов в отношении протестной активности

  • Я, в принципе, не одобряю вот таких массовых мероприятий. В них добиться очень сложно чего-нибудь. Единственное - это отрицательная реакция будет. Мы будем выступать, нас будут притеснять (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я в принципе не пойду. Подписаться могу, подписи поставить. На улицу я не выйду с транспарантом ни при каких обстоятельствах (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я думаю, что нет. Скорее всего, я просто для себя решу, наблюдая акцию протеста, согласна я с ними внутренне или не согласна. Но участвовать не буду (женщина, 19 лет, Москва);
  • Образование отнимает очень много времени, потом я считаю, что политическая активность в том виде, в каком она у нас сейчас в стране присутствует, карьере никак не способствует. Поэтому я лучше буду больше времени уделять своему образованию (мужчина, 19 лет, высшее образование, г. Москва);
  • У меня как бы просто нет времени на эти пустые занятия, на эти митинги и акции протеста (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Не участвую и не вижу даже смысла участвовать (мужчина, 19 лет, г. Москва);
  • Я не участвовала в митинге ни одного раза. Я не верю в эффективность митингов протеста (женщина, 20 лет, Владимир);
  • Я не знаю, я такой человек, которого трудно вывести из себя. Если бы я знала, что эта акция протеста приведет хоть к какому-то результату. Эти меры для нас не подходят (женщина, 19 лет, Владимир);
  • Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Меня данная проблема совершенно не волнует (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Сомневаюсь, что я пошла бы на митинги, стала бы в них участвовать (женщина, 20 лет, г. Ектеринбург);
  • Я бы, наверное, не стала бы участвовать. Так, наверное, посочувствовала, попереживала (женщина, 20 лет, г. Екатеринбург);
  • У меня отношение такое, двоякое. Я вряд ли бы стал участвовать (мужчина, 19 лет, г. Екатеринбург).

 

Б. Высказывания о том, что студенты могут проявить протестную активность только в том случае, если проблема коснется их лично

  • В принципе, я допускаю возможность, что могу принять участие. Я не знаю, я просто не отрицаю того, что я могу пойти, если будет повод. Например, то, что касается лично меня. Я могу принять участие, если коснется лично моей жизни (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Мы два раза уже протестовали против того, чтобы убрали преподавателей, которые нам не нравятся. И их убирают. Они плохо преподают. Если бы сделали платное образование, то пошли бы протестовать (женщина, 20 лет, Москва);
  • Я не принимал, но да, я допускаю. Все зависит от обстоятельств. Ну, вот конкретно, если меня касалось, я бы протестовал, конечно. Например, задержка стипендии (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Пока меня лично не коснется, моих интересов, я не пойду никуда. А выйду, если это коснется интересов моей семьи. Я не знаю, в жизни много всяких ситуаций (мужчина, 22 года, г. Москва);
  • Я не отрицаю, что могла бы участвовать. Например, когда у нас учились люди на бесплатном, им сказали, доплачивайте часы, был скандал. Студенты выходили на улицу, я не отрицаю, что я бы с ними вышла (женщина, 19 лет, Москва);
  • Наверное, я мог бы принять в них участие, если бы они выступали за решение проблем студентов и студенческой жизни (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я никогда не участвовал в подобных акциях, но мог бы пойти против отмены стипендий и против реформы ЖКХ. Я могу пойти на такую акцию, если это затронет меня лично, кто-то из друзей меня попросит (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я бы могла участвовать в акциях против отмены льгот военным. У меня папа военный и теперь нельзя никуда летом съездить. Ну, против того, что касается моей семьи, моих интересов(женщина, 19 лет, Владимир);
  • В студенческих пошла бы участвовать. Может, если коснулось бы общежитий. Своих там одногруппников я бы пошла поддержать (женщина, 20 лет, г. Екатеринбург);
  • Если бы коснулось конкретно меня или моих близких, пошла бы (женщина, 19 лет, г. Екатеринбург).

 

2. Оценка студентами качества их обучения

Среди студентов много тех, кто низко оценивает качество своего образования. Эти студенты говорят о коррупции, устаревших учебных программах, участившихся случаях неадекватного поведения преподавателей: опозданиях и неявке преподавателей на занятия, откровенном незнании преподавателями своего предмета и т.п.

Другая часть студентов положительно оценивает качество своего образования. Однако в этих оценках присутствует, очевидно, два типа высказываний:

  • заслуженная позитивная оценка, свойственная студентам ВУЗов с сильными преподавательскими школами;
  • незаслуженная позитивная оценка, являющаяся следствием наивности определенной части студентов, которых устраивает легкость некачественного и нетребовательного обучения.

В данном исследовании эти два типа высказываний можно разделить лишь гипотетически, ориентируясь на имидж ВУЗа и отчасти на характер высказываний респондентов. Для полноценного изучения этой проблемы требуется проведение специального исследования.

А. Высказывания студентов о низком качестве их образования

  • Меня не устраивает абсолютно. Мы вообще учимся всего три дня в неделю, можно было бы больше учиться. Нам так поставили. Три дня в неделю по две пары. А в свободное время мы сами обучаемся, вот так. А преподаватели вообще формально подходят к обучению, им все равно, как нас научат. Зачем тогда поступать, можно дома самообразовываться (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Я хочу сказать, что меня не совсем устраивает образование, которое я сейчас получаю. Во-первых, я считаю, что нужно давать больше предметов по специальности. Есть несколько человек преподавателей, которые работу ведут для галочки. Нет никакой заинтересованности, чтобы студенты получили настоящие знания (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Меня абсолютно не устраивает уровень образования, который у нас есть. Я учусь на платном отделении Российского Университета Дружбы Народов. Экономический факультет. За те деньги, которые я плачу, я не считаю, что преподаватель может приходить, сидеть, на меня смотреть и ждать, пока я ему что-то скажу (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Из-за качества обучения лично я сменил факультет, столкнувшись со всеми перечисленными проблемами в одном месте. А именно - плохое качество преподавания, поверхностная подача материала, сами преподаватели, что называется, не в материале, работают только за зарплату (мужчина, 19 лет, г. Москва);
  • В моей Академии обучение совершенно отвратительное, потому что многие преподаватели вообще оставляют желать лучшего, с точки зрения их собственных знаний, потому что русский язык и литературу преподает бывшая журналистка, которая пишет нередко с ошибками на доске, и сама неправильно излагает свои мысли (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Часто получается, что преподавателю это не нужно просто, за деньги что-то делает, за зарплату, результат ему не интересен (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Уровень довольно средний, потому что многие преподаватели приходят и указывают просто страницы книги, которые нужно читать. Это меня не устраивает. Могло бы быть и лучше (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • У нас очень молодой состав на кафедре уголовного права. В основном, это аспиранты. Поэтому знания даются не очень качественные. Именно по этой специальности я бы улучшила качество знаний (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Многие преподаватели занимаются тем, что пишут только высказывания под диктовочку. И такое бывает очень часто. И лекции эти получаются просто не нужны (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Меня в целом не устраивает качество образования, которое дает Юридическая Академия. Для нас проблема то, что мало часов по специальности. То есть, дается нам не все. Большинство материала дается на самостоятельное изучение (женщина, 20 лет, г. Екатеринбург);
  • У нас преподавателей очень много старых, молодые не идут на небольшие оклады, уходят в коммерцию и тоже относятся к работе как-то так уже, не очень. А старые преподаватели как свой курс составили лет 20, а то и более, назад - так его и читают, а время уже изменилось (мужчина, 20 лет, г. Екатеринбург);
  • Не очень устраивает. Можно было бы больше практических каких-то, да, заданий давать. Это вот на пользу бы пошло (женщина, 19 лет, г. Екатеринбург).

Б. Высказывания студентов о высоком качестве их образования (предположительно обоснованные)

  • Вот именно фундаментальное обучение у нас отличное (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Меня устраивает качество обучения в целом. В принципе, все нормально, преподаватели дают очень хорошо знания. Я не считаю, что наши преподаватели формально подходят к процессу, встречаются, конечно, отдельные кадры, но в целом все нормально (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я бы хотела сказать, что у нас довольно комплексно изучаются все дисциплины и очень качественно. Качественный подход вообще к образованию очень. Доступно излагают материал и я очень довольна тем, что учусь именно в этом институте и именно на этом факультете (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • На уровне Владимира уровень образования достойный. Уровень того образования, который я могу получить в нашем городе, меня устраивает (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Считаю, что очень высокий уровень нашего обучения именно на этом факультете и вообще в принципе в институте, потому что учитель вообще - это очень важная профессия в нашей жизни. И там должен быть высокий уровень подготовки специалистов. Я считаю, что это отвечает сегодняшним стандартам (женщина, 20 лет, г. Екатеринбург).

В. Высказывания студентов о высоком качестве их образования (предположительно не обоснованные)

  • Ну, если сравнивать с другим среднестатистическим ВУЗом, думаю, учат нас на приемлемом уровне (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Качество преподавания меня очень устраивает. Мне кажется, наш институт хороший (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • В целом меня этот уровень образования устраивает (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • О качестве преподавания на других факультетах не могу говорить, а на нашем - мне нравится (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Меня, в общем-то, тоже все устраивает, все хорошо (женщина, 19 лет, г. Екатеринбург).

 

3. Отношение студентов к ректору своего ВУЗа

Фокус-групповое обсуждение показало, что студенты очень слабо осведомлены о деятельности своих ректоров и не интересуются ею. Многие не имеют никакого мнения о своем ректоре. Лишь студенты некоторых ВУЗов, предположительно с хорошей и сохранившейся преподавательской школой, позитивно оценили деятельность своих ректоров. Негативных оценок деятельности ректоров почти не звучало, хотя, казалось бы, такие оценки должны были прозвучать со стороны тех студентов, которые указывали на коррупцию и плохое качество их обучения.

А. Высказывания, свидетельствующие о незнании и отсутствии интереса к ректору своего ВУЗа

  • Не имею малейшего понятия о деятельности нашего, ибо ректора я видел за все 3 курса раз 5 и то издалека. О его делах не осведомлен и обязанностей его не знаю (мужчина, 19 лет, г. Москва);
  • Я не могу сказать, что он меня полностью не устраивает или устраивает. Я слабо знаком с его деятельностью и однозначного ответа дать не могу (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я вообще очень редко его вижу и почти не сталкиваюсь с его работой в нашем ВУЗе. У нас ректор какой-то незаметный, его мало кто знает (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я не знаю, мне сложно оценить его работу. Я почти не вижу его работы в нашем ВУЗе (женщина, 20 лет, г. Москва);.
  • Мы не можем оценить его работу, так как она никакого влияния на нашу жизнь не оказывает. Ректор существует где-то далеко, в своем кабинете (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Наш ректор очень удален от жизни обычных студентов, его работа для нас почти незаметна (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Ректор существует где-то на очень высоком уровне. В рядовой жизни нашего университета он никакого участия не принимает (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я нашего ректора даже ни разу за 2,5 года не видела. Поэтому как-то оценивать его работу для меня очень сложно (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я не знаю, что делает мой ректор сейчас. Из-за того, что я не знаю, что он делает, я не могу сказать, делает он это хорошо или плохо (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я даже приблизительно не знаю, чем он занимается (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Наш ректор приходит к нам раз в полгода. Мы не знаем, чем он у нас занимается (женщина, 20 лет, г. Владимир).

Б. Позитивные высказывания о некоторых ректорах

  • Я считаю, что в моем ВУЗе хороший ректор. Он очень много делает для нашего ВУЗа (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я считаю, что хороший ректор у нас. Я доволен им. А хороший ректор - это как топ-менеджер, должен обеспечивать престиж определенный, следить за тем, чтобы было все в порядке, на современном уровне. Я считаю, что наш ректор как раз хороший топ-менеджер (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • При новом ректоре мне лучше. Ректор должен полностью вникать в деятельность студентов, помогать им. Мне кажется, что наш ректор стал больше заниматься вопросами повседневной жизни студентов (мужчина, 21 год, г. Владимир);
  • Я не думаю, что нужно менять нашего ректора. Он больше средств стал тратить на университет. Особенно на его техническое оснащение. Ректор стал заниматься хозяйственной деятельностью, досугом студентов и организацией каких-то мероприятий, поездок для студентов (мужчина, 20 лет, г. Владимир).

 

4. Отношение студентов к существующему порядку назначения ректоров

Многие студенты прямо сказали о том, что они не знают, кем и как назначается ректор в их институте, и что эта проблема их не интересует. Другие смогли назвать этот порядок, но очень приблизительно. Четких ответов, свидетельствующих о хорошем знании данного вопроса, практически не звучало.

А. Высказывания студентов, которые не знают, как назначается ректор

  • Я, конечно, не знаю, у нас есть преподаватель, он немножко эту систему рассказал, я в общих понятиях знаю, вроде как ректор, он нанимается государством (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я не вникал в этот вопрос. Однозначно и объективно не могу на него ответить. Мне все равно, лишь бы учили хорошо (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Если честно, то я не в курсе, как в моем ВУЗе это происходит (женщина, 21 год, г.Москва);
  • Я даже и не интересовалась никогда этим вопросом, не знаю (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Я не знаю, мне это было все равно, я не вникал в этот вопрос (мужчина, 21 год, г.Москва);
  • Я ничего об этом не слышал (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Не знаю. Мне, в принципе, все равно (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Как у меня, я не знаю, никогда не интересовалась даже (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Например, я тоже не знаю, как в моем, выбирают или назначают (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я слышал что-то такое, что ректор выбирается, но не знаю точно кем, механизмом не интересовался (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Точно не знаю, как это происходит, никогда не интересовался этим механизмом (мужчина, 20 лет, г. Владимир).

Б. Высказывания студентов, приблизительно знающих, как назначается ректор

  • У нас выбирают. Какое-то количество лиц, я не знаю, ученый совет что ли, или как это называется (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Наверное, выбирают всем ВУЗом, и студенты, и преподаватели чтобы участвовали (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • У нас на данный момент, если не ошибаюсь, у нас студсовет и ректорский состав из числа преподавателей. Не из числа преподавателей, а из главных кафедр (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • В нашем ВУЗе есть избирательная система, больше ничего добавить не могу (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Думаю, что ректор выбирается ученым советом, из преподавателей ВУЗА, входящих в него (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Ректор выбирается Ученым советом ВУЗа. Ученый совет назначается из числа преподавателей (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я слышал что-то такое, что ректор выбирается, но не знаю точно кем, механизмом не интересовался (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я знаю, что есть выборная система. Ректор выбирается преподавателями (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я знаю, что ректор выбирается, но не знаю точно кем. Однозначно не студентами (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Про выборы ректора слышал, но механизма выборов конкретно не знаю (мужчина, 19 лет, г. Владимир).

 

5. Что такое «хороший» и «плохой» ректор в понимании студентов?

Хороший ректор в понимании студентов - это хороший менеджер. Само слово «менеджер» в применении к ректору звучало неоднократно. По мнению студентов, хороший ректор должен быть компетентным во всех сферах работы ВУЗа, контролировать подчиненные ему звенья, пресекать коррупцию среди преподавателей, обеспечивать престиж ВУЗа, вникать в вопросы жизни студентов. Плохой ректор в представлении студентов - это ректор, пустивший все на самотек, «изображающий» деятельность, коррупционер.

 

А. Что такое хороший ректор

  • Ректор должен быть обычным управляющим высшим звеном. Контролировать подчиняющиеся ему звенья. Это хороший ректор в моем понимании (женщина, 19 лет, г. Москва);
  • Хороший ректор - это, прежде всего, хороший управленец, менеджер. По-моему, это довольно точное определение (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Хороший ректор должен преподавательский состав улучшать. Ну, коррупция, взятки, я согласен, хороший ректор это должен пресекать, бороться с этим (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Хороший ректор должен повышать качество образования, преподавательский состав улучшать, чтобы молодые кадры приходили, а не одни старики, которые ничего современного уже не могут понять. Ну и многие факторы, влияющие на развитие института и студентов. Должен пресекать взятки. Чтобы с ним не делились преподаватели (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Хороший ректор - это как топ-менеджер, должен обеспечивать престиж определенный, следить за тем, чтобы было все в порядке, на современном уровне (мужчина, 21 год, г.Москва);
  • Чтобы он следил за студентами, за дисциплиной, повышал образование наше, престиж ВУЗа, а не так, что к нам идти никто не хочет, мы как на задворках каких-то сидим, никому не нужны(женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Реально что-то делать для того, чтобы это был хороший ВУЗ, который дает хорошие знания, выпускники которого востребованы на работу, как высококвалифицированные специалисты(женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Ректор должен знать учебный процесс, знать все его плюсы и минусы. Без этого ректор не сможет хорошо управлять. Поэтому человек должен быть из среды самого ВУЗа, знать специфику той сферы, в которой он работает (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я считаю, что идеальный ректор - это такой менеджер, который занимается организационными делами (мужчина, 21год, г. Владимир);
  • Главная задача ректора - это качественное управление своим коллективом. Он должен заниматься только этим вопросом. Ректор должен вникать в вопросы жизни студентов, знать, что такое студенческая жизнь. Ректор должен быть компетентным во всех сферах работы университета, должен разбираться во многих вопросах жизни ВУЗа (женщина, 19 лет, г. Владимир).

 

Б. Что такое плохой ректор

  • Если ректор не следит за студентами, за дисциплиной, не повышает образование наше, престиж ВУЗа, то это плохой ректор (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Если ректор много что делает не в интересах студентов, если берет взятки, участвует как бы в этом или в курсе (женщина, 19 лет, г. Москва);
  • Плохой ректор - это тот, который берет взятки, с которым делятся преподаватели (мужчина, 20 лет, Москва);
  • Плохой ректор? Я думаю, что это человек, который будет плохо относиться к своим обязанностям, в первую очередь. То есть, непосредственно ему будет неинтересна судьба его заведения, которым он руководит (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Если трудоустройство наше будет под вопросом. Я думаю, что если он плохой, наверняка на все это плюнет, махнет рукой. Получи диплом - и просто выйди на улицу. Это и будет плохой ректор. Если качество преподавания станет ухудшаться, я тоже думаю, что это плохой ректор. Меньше людей будет пытаться в наш институт поступить. Престижность как бы упадет. Это тоже плохой ректор. Он за все это отвечает (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Человек не должен изображать деятельность, а должен реальными делами заниматься. У нас в государственном университете ректор именно этим и занимается, то есть просто создает благоприятное впечатление, а ВУЗ развивается как бы сам по себе. Их главная задача - удержаться на своем месте, чтобы их не скинули. Такие люди заботятся только об этом, работа ВУЗа их вообще не интересует (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Если ректор существует где-то далеко, в своем кабинете, если он очень удален от жизни обычных студентов, его работа для нас почти незаметна, то это плохой ректор (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • В рядовой жизни университета никакого участия не принимает. Ректор должен заниматься своим делом, своими хозяйственными вопросами. Он должен управлять всем, а не заниматься исключительно учебным процессом. Для этого есть другие люди (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Плохой ректор - это бездейственный человек и коррупционер. Для меня это две самые негативные черты в любом руководителе (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Для меня плохой ректор - это абсолютный бюрократ и коррупционер. Это человек, который занимается только писаниной, а никаких реальных дел не видно. Для меня это самый плохой человек. Ректор не должен заниматься имитацией бурной деятельности, а тихо и спокойно решать все вопросы работы университета (мужчина, 19 лет, г. Владимир).

 

6. Существуют ректоры, более популярные, чем большинство их коллег

При проведении реформ высшего образования важно учитывать фактор популярности отдельных ректоров. В данном исследовании этот вопрос затрагивался лишь косвенно, он требует дополнительного изучения. Судя по проведенным фокус-группам, студенты многих ВУЗов воспринимают своих ректоров безразлично. Зачастую их имидж в восприятии студентов даже не сформирован. Тем не менее, часть участников фокус-групп позитивно оценили деятельность своего ректора и заявили, что замена ректора будет воспринята ими отрицательно.

  • У нас открывают подшефные школы. Это инициатива ректора, это очень хорошо. Я не знаю, не вижу проблем с его деятельностью. У нас все нормально (мужчина, 21 год, г. Москва);
  • Например, у нас новый факультет открылся. Новое оборудование поступило, это ректорская инициатива. Поэтому я считаю, что наш ректор очень хороший, пусть работает (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Лучше пускай остается тот ректор, что у нас сейчас работает. Он уже очень много лет отработал в нашем университете, и я не вижу каких-то причин для того, чтобы его неожиданно менять(женщина, 20 лет, Владимир);
  • Наш ректор сделал много для нашего института и еще многое может сделать, его не нужно менять (мужчина, 19 лет, г. Екатеринбург).

 

7. Недоверие студентов к Министерству образования и к тем ректорам, которые могут быть назначены

Участники фокус-групп проявили массовое недоверие к Министерству образования и к тем ректорам, которые могут быть им назначены. По этой причине изменение порядка назначения ректоров и повышение роли Министерства в этом вопросе может вызвать непонимание со стороны студентов. Недобросовестные ректоры могут эксплуатировать эти настроения в своих целях.

Важный момент заключается в том, что студенты выражают недоверие к назначению на должность ректора «варяга», т.е. человека, не имевшего ранее отношения к данному ВУЗу. Назначение ректора из числа ведущих сотрудников этого же ВУЗа может снизить недоверие к этой акции.

Позитивные высказывания об усилении роли Министерства в решении вопроса о назначении ректоров тоже звучали в фокус-группах, но значительно реже. В основном эти высказывания звучали в г. Владимир. Может быть, такую реакцию можно считать более характерной для не-столичных ВУЗов, но эту гипотезу необходимо проверять.

 

А. Недоверие к Министерству образования

  • А к чему такие сложности? И я думаю, что Министерство образования не очень хорошо знает, какого человека, какую кандидатуру отсеять, а какую оставить (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Назначение через Министерство? Мне кажется, что это глупая реформа, потому что это ограничение для дальнейшего развития ВУЗа. Могут хорошую кандидатуру отсеять и назначить неизвестно кого. Не очень я доверяю Министерству (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я против назначения Министерством. На каком основании? Нам неизвестно, на каком основании Министерство образования отсеивает ту или иную кандидату, а ту или иную оставляет (женщина, 20 лет, г.Москва);
  • Если он - хороший ректор, его выберет на второй срок ученый совет. А если Министерство отсеет, то как его еще раз выберут? Ерунда получится. Мне это не нравится, я не знаю, как Министерство будет отсеивать. Вдруг они кого надо отсеют? (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Я тоже за то, чтобы выбирал ВУЗ, весь ВУЗ. Для чего нужна вся эта путаница с Министерством? И что значит «засиделся»? Это значит, очень долго человек хорошо справляется со своими обязанностями. Например, ректор МГУ, он, с точки зрения Министерства, тоже засиделся? (женщина, 20 лет, г. Москва);
  • Сложно сказать на каком основании это будет все проводиться в Министерстве. Мне не кажется это хорошей идеей. Что значит «засиделись на своих постах»? Ну, если человек хороший, он знает свое дело. Пусть сидит дальше. Я думаю, он не сидит, он работает. Я не доверяю (мужчина, 19 лет, г. Москва);
  • Вот это прохождение через Министерство кандидатур - это не бесспорный момент такой вот, именно он вызывает сомнение, правильно ли они отсев сделают (мужчина, 19 лет, г. Москва);
  • На каком-то этапе вмешивается Министерство образования. Мне не нравится это. Где Министерство вмешивается, обычно ничего хорошего не происходит (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • На каком основании они будут там отсеивать, в Министерстве? Мне не нравится это, я не доверяю (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я против такого предложения. Я выступаю за то, чтобы никакие кандидатуры не отсеивались в министерстве. Ведь никто не знает, на каком основании они будут там отсеяны. Я за то, чтобы никакого отсева вообще не проводилось. Никаких посторонних вмешательств в этот процесс быть не должно (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я считаю, что лучше выбирать из числа первоначальных кандидатур без всякого отсева Министерства. Я не очень доверяю Министерству (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я считаю, что неправильно. Потому что он был хороший ректор. Он не прошел отсев в Министерстве, потому что Министерство не разбирается в делах каждого ВУЗа. В результате хорошего ректора не смогут выбрать еще раз (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я выступаю исключительно за выборную систему без участия Министерства. Все должно решаться на местном уровне, а не на уровне московского министерства. Там конечно захотят поставить человека, который будет им лоялен (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Чиновники в министерстве обязательно должны быть знакомы со спецификой ВУЗа. Подобная система выборов ректора мне не нравится, у меня возникают сомнения в ее реализации (мужчина, 19 лет, г. Владимир).

Б. Мнение о том, что государство должно иметь право сменять ректоров

  • Если мнение Министерства основывается на каких-то фактах, и "засидевшиеся" ректоры ("плохие") сдерживают развитие ВУЗа или учебного процесса, то почему бы и нет, я поддерживаю этот проект (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я тоже поддерживаю это предложение. На мой взгляд, оно вполне логично и оправданно. Оно может позволить отсеивать людей, которым уже пора уходить с этой работы (женщина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я к этому предложению тоже отношусь положительно. Еще можно было бы сделать выборы по подобию выборов президента. Когда президент может выбираться только на 2 срока по 4-5 лет, а потом приходит новый человек. Эта идея была бы тоже довольно эффективной (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я обеими руками за такое предложение. В Москве знают, кого надо ставить, а кого надо убирать (мужчина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я в принципе выступаю за честные выборы, но предлагаемый способ тоже является достаточно эффективным, чтобы отсеивать «засидевшихся» ректоров. Такую инициативу я бы мог одобрить(мужчина, 19 лет, г. Владимир).

 

8. Возможен ли протест в случае отстранения нынешнего ректора и назначения нового из Министерства образования?

Обсудив этот гипотетический вариант, большинство участников фокус-групп заявили, что они не будут протестовать по поводу замены ректора в их ВУЗе. Ни один из респондентов не выразил активного желания сменить своего ректора. Причина - полное равнодушие к тому, кто возглавляет их ВУЗ. Иную реакцию продемонстрировали лишь студенты тех ВУЗов, которые раньше позитивно оценивали деятельность своего ректора (таких меньшинство).

Изменение порядка назначения ректоров, если оно произойдет, в большинстве ВУЗов не вызовет студенческих протестов из-за отсутствия интереса к этой проблеме. Протесты могут возникнуть только в тех ВУЗах, где ректор обладает определенным авторитетом среди студентов. Можно предположить, что таких ВУЗов меньшинство, но этот вопрос нуждается в дополнительном изучении. Можно также предположить, что популярные ректоры - это в большинстве случаев «хорошие» ректоры, поэтому их замена может не требоваться.

Правда, теоретически возможен ректор-популист, но такой типаж в данном исследовании не был выявлен.

Реформа, при которой правительственный орган не навязывает кандидатуру нового ректора, а лишь исключает из списков кандидатуру действующего, снижает риск возникновения протестов, поскольку новый ректор будет, как правило, избираться из числа сотрудников этого же ВУЗа. Тем самым снижается ощущение «диктата» со стороны Министерства.

Хотя возможность возникновения серьезных протестов в связи со сменой ректора не велика, при реализации такой меры целесообразно предпринять определенные предварительные шаги. Во-первых, необходимо определять степень популярности ректора и учитывать этот фактор при принятии решения. Во-вторых, необходимо публично объяснять причины такого решения, мотивируя его необходимостью повышения качества менеджмента в ВУЗе. Результаты фокус-групп показали, что этот аргумент убедителен для студентов. Наконец, необходимо сразу обозначить нового кандидата или кандидатов, которым следует опубликовать программу развития ВУЗа. Целесообразно также обеспечить поддержку новой кандидатуры со стороны прежнего ректора.

 

А. Ответы, что не станут протестовать

  • Скорее всего, не буду протестовать. Я спокойно отнесусь к смене нынешнего ректора (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • В общем, отнесусь равнодушно. Протестовать уж точно не буду (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я не буду протестовать. Есть он и есть, сменили, так сменили. У меня все на учебу направлено, я не буду заморачиваться по этому поводу вообще (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Неизвестно, какой придет новый, плохой или хороший, поэтому, вообще, как-то все равно, вряд ли буду протестовать (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Наверное, протестовать нее стану. Мне как-то все равно (женщина, 19 лет, г. Москва);
  • Сейчас, наверное, я бы никак не относилась к этому, сменится и сменится, протестовать бы не стала. Это бессмысленно (женщина, 19 лет, г. Москва);
  • Нет, протестовать не буду. Может быть, большинству людей все равно, со старших курсов вряд ли кто захочет протестовать. А те, кто поступает или только что поступил, они еще не знают, чего за ректор будет. Они точно протестовать не будут (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я не пойду. Не знаю, просто мне, в принципе, все равно (женщина, 19 лет, г. Москва);
  • Я не выйду. Мне это совершенно не нужно (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Протестовать я точно не собираюсь. Меня этот вопрос мало волнует (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Мне вообще без разницы, будет ректор новый или старый. Для меня этот вопрос вообще никакого значения не имеет. Протестовать я не буду (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • У меня никаких чувств, никаких эмоций такой ход не вызовет. Протестовать я конечно никуда не пойду (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я тоже не пойду ни на какие акции протеста. Меня в жизни волнуют совсем другие вопросы и проблемы. Зачем мне вообще надо участвовать в каких-то акциях? Мне это совершенно не нужно(женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Сначала мы, конечно, напряжемся, нам это не понравится. Но потом мы спокойно забудем про это дело. А в акциях протеста я не приму участие в любом случае (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Сразу же начинать протестовать - это очень глупо. Не надо сразу протестовать. Вдруг после этого решения жизнь в университете будет даже лучше? Я подожду, сразу точно не буду протестовать(женщина, 19 лет, г.Владимир).

 

Б. Ответы, что могут протестовать по мотиву доверия к ректору

  • Наверное, все-таки пойду, потому что мой ректор, он не сделал ничего плохого, а только хорошее (мужчина, 20 лет, г.Москва);
  • Конечно, хороший у нас ректор, я не вижу особо больших причин его менять, буду протестовать (мужчина, 20 лет, г. Москва);
  • Я буду поддерживать нашего ректора. Он сделал очень много хорошего для нашего университета (мужчина, 19 лет, г. Владимир);
  • Я точно буду принимать участие в подобной акции. Наверное, надо выражать свою позицию по такому важному вопросу. Я поддержу нашего ректора (женщина, 20 лет, г. Владимир);
  • Я приму участие в такой акции. У нас достаточно хороший ректор. И если его неожиданно уберут со своего поста, то я могу присоединиться к такой акции. Я пойду, чтобы просто поддержать хорошего человека (женщина, 19 лет, г. Екатеринбург).

Опубликовано на Полит.ру